Почему понятие функциональной грамотности стало
актуальным для современной школы?
При комплексном подходе к анализу
конкурентоспособности образования страны, который невозможно
оценить вне контекста международных исследований качества
образования, выделяются три типа индикаторов:
— функционирование образовательной системы в
целом (например, охват, финансирование, дифференциация);
— характеристики образовательного процесса на
уровне образовательных организаций (структура, условия, кадры,
содержание, технологии);
— образовательные результаты.
Образовательные результаты являются ключевым
индикатором качества образования, так как именно через призму
образовательных результатов рассматривается эффективность
образовательной политики страны и определяется необходимость
реформ в системе образования и их темпов.
Именно результаты международных исследований
PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества
образования страны, которые отражены в Государственной программе
РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017
года.
Особый интерес представляет исследование PISA
- Международная оценка образовательных достижений учащихся (Programme
for InternationalStudent Assessment). В этой программе впервые
реализуетсякомпетентностный подход в оценке образовательных
достижений.
Исследование PISA ставит своей целью
проверку подготовки молодежи к
«взрослой» жизни, что отличает его от других
международных исследований.
Международное исследование PISA представляет
функциональную грамотность в виде следующих составляющих:
— грамотность в чтении (читательская грамотность)
- способность человека к пониманию письменных текстов и
рефлексии на них, киспользованию их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного
участия в жизни общества;
— грамотность в математике (математическая
грамотность) - способность человека определять и понимать роль
математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному имыслящему
гражданину;
— грамотность в области естествознания
(естественнонаучная грамотность) — способность использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях
и экспериментах. Эти выводы необходимы для пониманияокружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующего решения.
С 2012 года отдельным направлением оценки
была включена финансовая грамотность, которая подразумевает
знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а
также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия
эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.
С 2018 года в исследовании выделено еще
направление - глобальные компетенции. Под глобальными
компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек
зрения проблемы глобального характера и межкультурного
взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия влияют на восприятие,
суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми
уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность
эффективно действовать индивидуально или в группе в различных
ситуациях.
Оцениваются также заинтересованность и
осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление
поведением, открытость к новому,эмоциональное восприятие нового.
С 2021 года впервые исследованию подвергнется
креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.
Зачем в исследовании PISA приступают к измерению
способности к креативному мышлению?:
• Творческое мышление ― основа для появления
нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно
всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на
развитие производства.
• Привычка размышлять и мыслить креативно ―
важнейший источник развития личности учащегося.
• Способность к креативному мышлению базируется
на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного
формирования.
• Участие в международном исследовании может
способствовать позитивным изменениям практики обучения и
образовательной политики.
Ссылки для регистрации в группах по видам
функциональной грамотности в приложении Telegram